Главная1> Новости> Девушка и Полюс

Девушка и Полюс

21.05.2020
Фото предоставлено Дианой Киджи.
Фото предоставлено Дианой Киджи.
Фото предоставлено Дианой Киджи.
Фото предоставлено Дианой Киджи.
Атомоход "50 Лет Победы" на территории национального парка "Русская Арктика". Фото М.Нитишинского
Атомоход "50 Лет Победы" на территории национального парка "Русская Арктика". Фото М.Нитишинского
Специально для читателей Диана Киджи сделала фотографию, пока единственную свежую карточку за длинный рейс. Не до того в Арктике людям, которые занимаются проводкой судов. Пояснение к фотографии Диана попросила нас также опубликовать:   «Ледокольщик - это такой человек, который назад смотрит столько же времени, сколько и вперёд, потому что не только ищет дорогу, но и отвечает за тех, кто идёт следом. В морской сфере обычно не принято назад смотреть».
Специально для читателей Диана Киджи сделала фотографию, пока единственную свежую карточку за длинный рейс. Не до того в Арктике людям, которые занимаются проводкой судов. Пояснение к фотографии Диана попросила нас также опубликовать: «Ледокольщик - это такой человек, который назад смотрит столько же времени, сколько и вперёд, потому что не только ищет дорогу, но и отвечает за тех, кто идёт следом. В морской сфере обычно не принято назад смотреть».

 Каждый раз, когда в далекие дали, какими, безусловно, являются просторы Арктики, объявляется набор в экспедицию или волонтёрский проект, в национальный парк «Русская Арктика» начинают приходить грустные письма-резюме от девушек. Все они начинаются примерно одинаково: «Я очень мечтаю быть полярником. Но знаю, что в Арктику берут только мужчин». Сами претендентки на путешествие на крышу планеты, не верят в свои шансы, понимая, что в слова «полярница» в словаре нет.

 Сегодня в России седьмой раз подряд отмечают профессиональный День Полярника. И это так здорово, что такую ответственную и сопряжённую с постоянными испытаниями профессию, оценили на самом высоком государственном уровне, и, наряду с учителями, строителями, врачами, дали ей свой собственный день, 21 мая.

И горькая правда наших дней состоит в том, что в Арктику девочкам, как и во времена ее открытия, действительно, попасть гораздо сложнее, нежели мужчинам. При равных знаничях и навыках, предпочтение отдаётся именно сильной половине человечества.

 Но мы расскажем вам о той, кто успешно разбивает гендерные стереотипы.  Диана Киджи ходит по арктическим морям в должности второго помощника капитана.


Девушка и море


В эти самые минуты, Диана несет вахту на капитанском мостике самого современного и мощного в мире атомного ледокола «50 Лет Победы», который выполняет свой очередной арктический рейс.

 Путь в Арктику начался с Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, который был успешно закончен в 2016 году по специальности "Судовождение" Сразу после окончания мореходки Диана становится третьим помощником капитана на ледоколе «Иван Крузенштерн» (одним из шести ледоколов, которые ежедневно отчищают водные пути между Санкт-Петербургом и Балтийским морем). А два года назад Диана перешла на работу в команду а/л «50 лет Победы» в должности второго помощника капитана. Сейчас параллельно с работой Диана Киджи учится в аспирантуре в родной Макаровке.

 

 

 Марина Меньшикова, журналист: Диана, ну признайся, был негатив со стороны мужчин на первых порах? Шуточки там, намеки, что пора бы идти варить супы?

 

Диана Киджи, 2й помощник капитана а/л «50 лет Победы»: Мои коллеги-мужчины меня совершенно не обижают и не подтрунивают. Я даже не задумываюсь об этом сейчас. Признаюсь, на первых порах в профессии – во время учебы, на практиках, - было сложнее. Там еще нужно было доказывать свое право находиться и работать на борту. Сейчас этого

нет. Есть уважение коллег, - уважение, которое никак не связано с тем, кто перед тобой: мужчина или женщина. Это уже профессиональные отношения, где меня оценивают, как специалиста, как хорошо я выполняю свою работу.

 

Марина:   А как вообще вы дослужились уже до второго помощника капитана? Это же целый путь…

 

Диана:   «Как получилось» здесь не совсем верный вопрос. Целенаправленно получилось: я твердо шла и продолжаю идти к своей цели. Начала практики в рядовом составе – курсант, матрос. Потом четвертый, третий помощник. Сейчас вот уже

второй. Нормальный последовательный рост, как и у всех.

И кстати, именно на Арктический регион я не была нацелена, просто так получилось, что после выпуска из академии я пришла работать на ледоколы. По сути, это случайное совпадение. Первые годы работала на дизель-электрическом ледоколе в Финском заливе. Ледовая работа затянула, захватила. После этого

переход на атомный ледокол в просторы Арктики был уже вопросом времени.

 

Марина: –А сколько всего уже времени вы провели в море?

 

Диана:  Если считать с первой практики, то в море хожу с 2012 года. Если посчитать по рабочим документам, то перед выпуском из академии с избытком хватало плавценза на рабочий диплом вахтенного помощника (требовалось 12 месяцев, а было 18). В должности вахтенного помощника прошлой осенью ценза уже хватило на диплом старшего помощника (еще 18 месяцев). Вот и

считайте…

 

Марина: Да, я под впечатлением… Я знаю, что атомоход «50 Лет Победы» ходит не только по Северному Морскому пути, выполняя ледокольную проводку судов, но и способствует развитию круизного туризма в России, доставляя туристов со всех концов планеты на Северный Полюс. А что интереснее для вас, научные экспедиции, например,  или туристические?

 

 Диана:  На борту ледокола «50 лет Победы» у меня уже есть опыт работы и в круизном рейсе, с туристами по пути к Северному полюсу, когда ледокол приходит по территории национального парка «Русская Арктика» и в обеспечении научной экспедиции «Академика Федорова», и в зимних навигациях в Обской губе и Карском море. В каждом рейсе можно найти и свой интерес, и свою красоту. И свою сложность: с научным судном, например, нужно идти строго по проложенному профилю, притом на малых скоростях, пограничных с теми, когда судно уже не управляется. В круизных рейсах довольно непростым бывает маневрирование в проливах архипелага Земли Франца-Иосифа, зачастую забитых обломками айсбергов. Но, тем не менее, основная наша работа – все-таки обеспечение ледовых проводок судов. На сегодня это, в основном, работа в зимнее-весенний период в Обской губе, обеспечение движения по Морскому каналу газовозов проекта «Ямал СПГ», и проводки грузовых судов, везущих грузы для строительства терминала «Сабетта-2» на другом берегу губы. Я в принципе люблю свою работу. Больше всего интересно непосредственно маневрирование, управление винтами ледокола, поиск оптимальной дороги во льдах. Но все это – прерогатива старшего вахты, старшего помощника капитана. Вахтенный помощник же отвечает за навигацию – счисление пути судна, ведение исполнительной прокладки на навигационной карте, и ведение судового журнала. Больше бумажная работа.

 

Марина: Устаете в таком темпе работать?

 Диана: Скажу так, оторванность от дома и связи по 4-5 месяцев, это для всех тяжело.  В целом к этому привыкаешь, но иногда от этого все равно устаешь.

 

 Марина: Есть у вас жизненный девиз?

Диана: Девиз в жизни – «Делай, что должно, и будь что будет».

 

 Марина: А фильмы про Артику смотрите?

Диана: Фильмы про Арктику если смотрю, то только документальные, исторические. В основном, опять же, читаю. Художественные фильмы, типа «Ледокол» меня не впечатляют, потому что слишком много несоответствий и постановочных сцен бросается в глаза.

 Марина: Арктика снится вам, когда вы на берегу находитесь?

Диана: Бывает, что снится – не столько Арктика, сколько ледокол и работа.

 

Марина: Я не могу не задать этот вопрос, какое место в национальном парке «Русская Арктика» вам нравится больше всего? 

Диана: Меня, конечно, впечатлила бухта Тихая, словно сошедшая со страниц романа Стивенсона – деревянные дома, деревянная пристань, вещи в домах, оставшиеся с середины прошлого века. Романтика самого процесса высадки на лодках. Не на судовых шлюпках, - а то я уже вижу, как некоторые

привередливые читатели сморщили нос, - а именно на моторных лодках. И еще мне повезло участвовать в облете мыса Тегетхоф на вертолете – фрахтователь хотел поснимать красивые кадры для рекламных буклетов, и на борту было место для пассажира. Пожалуй, съемка в полной мере удалась.

Это был самый красивый полет в моей жизни.

 

Марина: Ваше любимое животное в Арктике?

 Диана: Больше всего из местных животных мне нравится белый медведь, хозяин Арктики. В нем чувствуется сила, мощь. И в то же время – грация, несмотря на его размеры. Диву даешься, как легко эти гиганты могут перелезать через двух-, трехметровые торосы.

 

Марина: Какую книгу сейчас в рейсе читаете?

Диана: Читаю биографию полярного капитана Георгия Кононовича  «Моя жизнь». Сейчас у меня параллельно приходит финальная стадия учебы в аспирантуре, – итоговая аттестация и представление научного доклада по работе, - так что на чтение художественной литературы остается меньше времени, чем хотелось бы.

 

 

Марина: Есть у вас на планете любимое место?

Диана: Любимое место на Земле, пожалуй, все-таки дом. Место, где тебя ждут. Тем не менее, даже несмотря на работу, связанную с отсутствием дома по 4-5 месяцев, я люблю путешествовать, бывать в новых местах, странах.

 

Марина: Меня всегда волновал вопрос, как не заснуть на вахте. Что вы делаете, чтобы не уснуть: слушаете музыку погроме, кофе пьете?

 Диана: Несение вахты требует, как написано во всех возможных правилах и рекомендациях, «вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение» - так что музыка на вахте не к месту. Кофе – да, безусловно, и не одну чашку (точнее, кружку) за вахту. Ну а так, на ходу, особенно в сложном участке, внимание напрягается так, что точно не уснешь. В дрейфе, конечно, с этим сложнее, но в целом на мосту всегда можно найти себе занятие по работе. Главное не забывать при этом вести то самое «надлежащее наблюдение».

 

 Марина: Диана, а есть у вас такие люди-ориентиры, на кого можно и хочется ровняться?

 Диана: Да, я старюсь ровняться на своих старших

коллег. Это, в первую очередь, капитан дизель-электрического ледокола «Иван Крузенштерн» Александр Ефимов, к которому я пришла после выпуска из академии в должность 3 помощника, и который учил меня азам ледокольной работы в Финском заливе. И, во вторую очередь, это капитан Дмитрий Викторович Лобусов, - капитан, если можно так выразиться, старой ледовой школы, в экипаже которого мне повезло работать сегодня на борту

«50 лет Победы». Вот это те люди, которые служат для меня примером – и в умении работать, и в любви к профессии, и в отношении к своему экипажу.