Отличительной чертой современного образования являются разнообразные междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды.
В 2018 году ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», ФГАОУ ВО «Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова» и опорное учебное заведение при РАН МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа № 45» приступили к разработке учебно-методического комплекса Арктиковедение. Активное участие в инновационно-образовательном проекте принимают педагогические коллективы ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко». Благодаря сотрудничеству общеобразовательных учреждений Архангельска под руководством Министерства образования Архангельской области созданы условия для разработки и внедрения проекта Арктиковедение в образование и воспитание молодёжи.
Проект Арктиковедение представляет собой интеграцию современных научных знаний и национально-регионального компонента в образовании и воспитании молодёжи, способствует развитию активной современной личности, адаптированной к новым научным и технологическим знаниям. Реализация проекта осуществляется в рамках учебной и внеурочной деятельности обучающихся всех ступеней общеобразовательных учреждений. Учет возрастных особенностей обучающихся обеспечивает преемственность между этапами образовательного процесса на уровне содержания, методик, технологий обучения и воспитания.
За время реализации проекта Арктиковедение в соответствие с ФГОС дошкольного образования разработана и внедряется парциальная программа «Здравствуй, Арктика!» для дошкольного образования. Основные разделы программы: «Здравствуй, Арктика!», «Животный мир Арктики», «Растительный мир Арктики», «Арктика и человек» способствуют усвоению дошкольниками системных знаний о взаимосвязях природных объектов между собой и средой обитания, влиянии человека на окружающий мир.
На основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» в 2018 - 2025 годах разработана и успешно внедрена Программа внеурочной деятельности курса Арктиковедение для начальной школы. Ее структура, при отсутствии возможности полного 4-х летнего курса, позволяет начинать обучение с любого года, допускает варьирование тем в зависимости от опыта учителя и подготовленности обучающихся.
Программа учебного курса Арктиковедение для 5-9 классов общеобразовательных школ является следующим этапом в развитии проекта. Программа учебного курса «Арктиковедение» разработана на основе требований ФГОС ООО к структуре и содержанию рабочих программ учебных курсов, ФГОС ООО к достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, основных положений Концепции развития географического образования в Российской Федерации, основных положений Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, целевых приоритетов в воспитании детей подросткового возраста на уровне основного общего образования, представленных в Примерной программе воспитания.
Достоверная современная информация о состоянии природной среды в Арктике в условиях изменения климата необходима молодежи и при получении высшего профессионального образования. В 2022 году сотрудниками САФУ имени М.В. Ломоносова разработана программа общеуниверситетской дисциплины Арктиковедение (философско-мировоззренческий модуль) по выбору для студентов нескольких направлений подготовки или специальностей. Программа учебной дисциплины Арктиковедение имеет комплексный, междисциплинарный характер. Она актуальна для обучения в рамках всех основных специальностей и направлений подготовки университета, так как обеспечивает теоретическую и практическую поддержку при изучении профильных дисциплин, позволяет наполнить их естественнонаучной, статистической, исторической, правовой и иной информаций об Арктике, формирует у студентов активную жизненную позицию в получении новых знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.
Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации проекта является разработка и создание учебно-методического комплекса, включающего дидактические материалы, соответствующий организационной форме образовательного процесса. В настоящее время, наряду с программами учебной и внеурочной деятельности, подготовлен и издан интерактивный словарь для младших школьников «Арктическая азбука» (Н.М. Бызова и др., 2018), который прошел экспертизу и рекомендован к печати ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования». В Арктической азбуке, наряду с занимательными рассказами с цветными иллюстрациями, расположенными по буквам алфавита, предусмотрены задания, ориентированные на использование современных образовательных технологий деятельного типа.
Книга «Приближая Арктику» (Н.М. Бызова, 2021) продолжает знакомить обучающихся с интересными арктическими объектами, событиями, уникальными природными явлениями. Система ссылок, словарь терминов существенно расширяет содержание очерков об Арктике и позволяет организовать разнообразные виды деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.
Содержание учебно-методического комплекса Арктиковедение предоставляет учителям и учащимся, преподавателям и студентам возможность получить достоверную информацию об Арктике, способствует возрождению нравственного потенциала личности, её самосознания, национальной гордости за сохранение и развитие духовных традиций. Знание экономической, экологической, социально-культурной структуры Арктики, её исторических и национальных особенностей позволяет обогатить содержание учебновоспитательного процесса для сохранения и развития духовно-нравственных традиций Российской Арктики.
Учебно-методический комплекс Арктиковедение может быть рекомендован федеральному учебно-методическому объединению при Министерстве просвещения Российской Федерации для внедрения в учебно-образовательную и воспитательную деятельность общеобразовательных учреждений Арктической зоны России.