Об этом глава Ростуризма Зарина Догузова рассказала на Международном арктическом форуме, проходящем в Петербурге 9-10 апреля.
По её словам, спрос на поездки в страну льдов и нетронутой природы растёт — в прошлом году турпоток исчислялся миллионами людей. Но в основном они посещали полярные области Исландии и Аляски. В норвежскую часть Шпицбергена приехали 120 тысяч человек. А весь внутрироссийский арктический туризм составил всего 5-6 тысяч человек.
«Много ограничительных мер, — объяснила причины Догузова. — Нужно либерализовать правила захода судов. Необходима прибрежная инфраструктура. Тем, кто в круизе, отели не требуются, но им нужны рестораны, места отдыха, то, на что можно посмотреть».
Директор Национального парка «Русская Арктика» Александр Кириллов рассказал, что среди туристов, приезжающих к ним на Землю Франца-Иосифа, россиян только 5 процентов.
«Потому что арктический отдых начинается от цены в 600 тысяч рублей и достигает двух миллионов, — уточнил Кириллов. — Если бы были авиабилеты и туристы могли бы прилетать, это было бы подешевле, доступнее».
Правда, Ростуризм всё же собирается делать акцент на традиционном, дорогом способе арктических путешествий — круизах.
«Главная проблема — транспортная инфраструктура, — сказала первый зампредседателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. — Красот на Севере много, но добраться до них трудно».
Кроме того, по мнению парламентария, нужно финансово поддерживать местные власти и инвесторов, которые принимают туристов, создают туристические центры.
«С привлечением семейного, сельского туризма, — уточнила Пивненко. — Потому что это повысит занятость населения, особенно с учётом повышения пенсионного возраста. Чтобы занять людей, не придётся создавать крупные промышленные предприятия. Кроме того, это приведёт к развитию народных художественных промыслов, понадобится экскурсионное обслуживание».
Но всё же главная проблема пока — цены. «Жители России Арктику не знают, — признала Пивненко. — Хотя она была бы им интересна, но нужно много средств, чтобы поехать туда».
По мнению депутата, этот финансовый барьер надо убирать, но сделать это можно только с помощью нацеленной государственной политики. «Чтобы арктический туризм превратился в отрасль, нужно, чтобы он нашёл отражение в стратегии развития туризма», — заключила Пивненко.