– Уникальная природа Арктики вдохновляет и восхищает, ее невозможно не любить! — говорит Елена Константиновна, – я горжусь тем, что могу ежедневно рассказывать о природе и богатом историко-культурном наследии нашего национального парка. Рада, что являюсь частью его большой команды и работаю вместе с людьми, которые ведут важную научную работу, сохраняют хрупкую природу Арктики.
За два с небольшим года, что Елена здесь работает, в визит-центре открылся музей, где проводятся занятия с детьми, экскурсии, лекции, кинопоказы и конференции. В прошлом году там состоялось 11 выставок и почти 400 других мероприятий. Важнейшей целью своей работы Елена считает воспитание в людях бережного отношения к экологии и историко-культурному наследию.
– Мы стараемся формировать в детях и взрослых экологическую осознанность, строим общение с ними так, чтобы взрослые и дети переосмыслили свой жизненный опыт. Я считаю, что это лучше делать с помощью конкретных примеров. Особенно внимательно и бережно работаем с детьми, ведь самые важные привычки формируются в детстве», — так рассказывает Елена о методах работы визит-центра.
В музее хранится канистра из-под керосина, которой более 120 лет. На ней есть пометка о том, что пустую тару нужно сдать в переработку, как пример заботы о природе, которую проявляли еще наши прапрапрадеды. А во время экологической смены «Школы естественно интересных наук» ребятам предлагают рисовать мультфильмы, допустим, о путешествии пластиковой бутылки в пасть гренландского кита или других подобных историях.
По инициативе национального парка «Русская Арктика» в детских садах, школах и вузах Архангельской области запущена образовательная программа «Арктиковедение». Ребята изучают природу Арктики, традиции коренных народов, географию, историю освоения арктических земель.
На туристов, которые попадают в музей под открытым небом в бухте Тихой, где с советских времен сохранилась полярная станция, Арктика производит неизгладимое впечатление. Посетители с восторгом изучают быт полярников, рассматривают величественные птичьи базары на скале Рубини и отправляют письма почти с «макушки» планеты.
«Было бы здорово, если бы в таких музеях побывало как можно больше людей, — рассуждает Елена. – Столь близкое общение с дикой природой помогает понять, что экологические ресурсы во всех точках земного шара взаимосвязаны. От того, насколько бережно сегодня мы относится к природе зависит будущее человечества.
Родился в Архангельске – портовом городе. Буквально в нескольких десятках метров от дома проходили суда, поэтому стать капитаном мечтал с детства, увлекся изучением истории флота, в том числе арктического, и теперь исследует и оберегает исторические объекты Земли Франца-Иосифа и Новой Земли.
Учился на историческом факультете, работал экскурсоводом на Соловецких островах, месте для Русского Севера знаковом, где история и современность неразрывны. Однажды по телевизору увидел, что в Архангельской области создан национальный парк «Русская Арктика». В сюжете говорилось, что сотрудники летят искать следы экспедиции Георгия Брусилова. Евгений пришел на собеседование и… его не взяли на работу. Но с 2012 года он стал сотрудником парка.
– Я очень ждал первой экспедиции, ведь когда-то мне говорили, что я не годен для моря, – вспоминает Ермолов, как же я волновался, проходя свою первую «морскую», кстати, весьма суровую медкомиссию. Помню, не уходил с палубы, постоянно смотрел на море. Даже первый шторм был для меня радостью. Кстати, в нем и выяснилось, что я не подвержен морской болезни, рассказывает Евгений.
Историческое направление в парке формировалось с нуля. И какого-то отдельного человека, который учил, помогал, объяснял не было. Люди работали все вместе, все создавалось в процессе: музейный фонд, материалы. Сначала был составлен список памятников, дальше нужно было выяснить, есть ли они по факту и в каком они состоянии. Затем инвентаризация, мониторинг, которые продолжаются до сих пор. В основном оценку проводят летом, когда на архипелаги можно попасть. В остальное время идет анализ полученных за полевой сезон данных.
Всего на территории двух архипелагов выявлено 93 объекта историко-культурного наследия: значительная часть из них обладает международным значением, и связана с именами самых известных исследователей Арктики: Виллема Баренца, ФритьефаНансена, Георгия Седова. За этой цифрой – судьбы отчаянно смелых людей в разное времяступивших на суровые земли. Это поморские промысловые становища, лагеря экспедиций, полярные станции, памятные и навигационные знаки, оборонительные сооружения времен Великой Отечественной войны, уникальные образцы техники. Девять из них находятся под государственной охраной: три на новой Земле и шесть на Земле Франца-Иосифа. Среди них: самый старый датированный памятник на территории особо охраняемой природной территории – зимовье Виллема Баренца на Новой Земле (1596-1597 гг.), комплекс строений гидрометеорологической станции Бухта Тихая – первой полярной станции на Земле Франца-Иосифа (1929 г.), уникальный комплекс оборонительных сооружений полярной станции на мысе Желания (Новая Земля) времен Великой Отечественной войны.
– Важно каждому из нас понять, что памятники – это не сувениры, а материальные свидетельства человеческой цивилизации. К сожалению, до создания национального парка исторические артефакты с архипелагов часто попадали не в музейные коллекции, а оседали в частных руках. Их судьба, к большому сожалению, неизвестна. Таким образом был утрачен огромный пласт исторического наследия Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. Сейчас можно с уверенностью сказать, что все, что удалось и удастся вывезти, будет сохранено. Все вывезенные артефакты проходят профессиональное описание и реставрацию и автоматически включаются в музейный фонд национального парка, – рассказывает Евгений Олегович.
Сейчас Ермолов продолжает работу над кандидатской диссертацией «Арктическая стратегия СССР 1926-1939 на примере архипелага ЗФИ». Она посвящена историческому периоду первой трети прошлого века и, разумеется, Земле Франца-Иосифа. Именно в эти годы самый северный архипелаг Евразии стал советским:
– Диссертация – это моя попытка систематизировать, работу, которую мы ведем в рамках работы национального парка. Для меня это очень интересный период, сложный и драматичный в истории нашей страны.
Что касается работы на территории, то необходимо продолжить реставрационные работы дома «Эйры», на острове Белл. Нужно заниматься крышей, укреплять стены и фундамент самого северного из старейших сохранившихся зданий в мире, на стенах которого автографы многих полярных исследователей. На месте базового лагеря американской экспедиции под руководством Эвелина Болдуина, на острове Алджера, нужно закончить раскопки, вывезти подъемный материал, максимально зафиксировать объект виду того, что он разрушается морем. Судно, найденное на Оранских островах, также требует пристального внимания. Артефакт необходимо описать, провести 3D- моделирование деталей, и совсем было круто – создать реплику объекта и отправиться в плавание!
На логичный для историка вопрос «Если бы у вас была машин времени, наблюдателем каких событий вы хотели бы стать?» Ермолов отвечает так:
– Я, знаете ли, опасаюсь этих историй с машиной времени). Но хотелось бы знать, о последних днях Седова, заглянуть на зимовье Фритьофа Нансена и Ялмара Иохансена, и понять, что же случилось со шхуной «Св. Анна».
Николай – автор фотоархива национального парка «Русская Арктика», за 10 лет работы в его папке «Арктика-лучшее» 10 тысяч фоторабот, созданных за 15 поездок в Арктику.
– В Арктике возникает ощущение нереальности, как будто ты прилетел на другую планету. Потому что там другой туман, другие облака, другие закаты, другая радуга. Какая-то особенная чистота, практически стерильность, поэтому так остро понимаешь необходимость беречь, сохранить, показать всем, кто не попадет никогда.
За одну экспедицию обычно делаешь 20 тысяч кадров. Значит за все время сделал примерно 300 тысяч кадров. Много снимаешь сериями: звери, птицы в движении, люди, стараешься сделать больше дублей – пленку, что говорится, не жалко. Потом разбираешь, оставляешь по темам снимки, чтобы для сайта, книг, выставок, лекций. Остается в сухом остатке 500-800 кадров с поездки.
Способность Гернета создать в голове идеальный кадр, часами дожидаться его в реальности, делает фотоархив «Русской Арктики» уникальным. Его фото могут рассказать об объекте больше, чем текст.
Ни одно арктическое событие в стране не обходится без фотографий Николая Гернета, его работы – победители и призеры многих международных конкурсов. Из последних достижений: первое место в конкурсе «Золотая черепаха». В конкурсе «Дикая природа России», который проводит журнал «National Geographic Россия», фото Николая трижды занимали призовые места.
Одним из креативных творческих проектов Архангельска стала выставка «По следам великих с фотоаппаратом», проходившая в музее художественного освоения Арктики имени Борисова. Идея проекта была в том, чтобы объединить в одном пространстве картины Александра Борисова, Cтепана Писахова, Тыко Вылки и фотографии Николая Гернета. Посетители смогли увидеть Арктику сразу в двух веках: ХХ и ХХI, в одном случае нарисованную, в другом – запечатленную строго документальным глазом фотообъектива.
В планах у Николая – грядущие поездки в Арктику, новые идеи и кадры, чтобы как можно больше людей увидели ее и полюбили.
В «арктическом резюме» Михаила 44 поездки на Северный полюс, 5 зимовок в Арктике, самая продолжительная 7 месяцев, 4 встречи Нового года в Арктике, более 2 тысяч глиняных белых медведей созданных под его руководством на мастер-классах в туристических круизах.
– У меня — хроническая любовь к Арктике. Она завораживает, затягивает, колдует вокруг тебя. Я был там несчетное количество раз, и каждый раз она открывается тебе заново.
Михаил Игоревич работает в национальном парке «Русская Арктика» с 2011 года, но в первый раз он отправился на полюс еще в 2001 году, тогда на архипелаге Земля Франца-Иосифа действовал одноименный федеральный заказник, на Северный полюс туристов возил атомный ледокол «Ямал». Сотрудник, который ходил в рейс, следил за тем, чтобы посетители не рвали цветы, не подкармливали белых медведей и песцов. Охраной туристов от хищников представители заказника тогда не занимались.
– Сейчас охраняю туристов от опасностей арктической природы, ну и природу от людей иногда тоже. Но туристы в Арктику обычно едут подготовленные, стараются не навредить — уточняет Михаил.
Много лет Корельский работает бок о бок с самым крупным из ныне живущих на планете хищников – белым медведем.
Однажды на мысе Желания Корельский оказался с белым медведем буквально нос к носу.
– Мы пошли встречать наших товарищей, они прибыли на научно-исследовательском судне «Михаил Сомов», – рассказывает полярник. – нам с «Сомова» машут, и мы машем в ответ, в рации что-то шипит, но не разобрать. На мысе Желания, когда выходишь из домика, к морю надо идти вниз, а берег там довольно крутой. Мы идем спокойненько, а с борта-то, как выяснилось, непросто так машут: спускаемся, а на нас поднимается медведь, метрах в пяти всего. Ружья у нас с собой были, но мы их даже поднять не успели. Для медведя встреча тоже оказалась неожиданной. Он, видимо, тоже за «Сомовым» наблюдал и нас не чуял. В итоге мы в сторону, он – в другую, и пошел дальше вдоль берега.
Михаил Игоревич считает, что при встрече с хозяином Арктики важно не паниковать и не бежать.
– Если медведь видит, что кто-то убегает, значит, это жертва, и можно начать преследование. Нельзя и ложиться на землю, как иногда советуют поступать при появлении бурого медведя. В случае с белым, раз лег, значит, тюлень. А тюлень – это добыча.
Не паниковать – это главный навык, который освоил Корельский в Арктике. Он надежный товарищ, универсальный специалист, настоящий полярник.
Впервые в визит-центр «Арктическое посольство» Алексей пришел студентом-практикантом третьего курса Северного Арктического федерального университета. Его теоретические знания и профессиональные компетенции, полученные в рамках направления «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» стали как никогда актуальными в модернизации современной системы экологического просвещения национального парка, в которой активно создаются интерактивные продукты, применяются современные способы коммуникации с аудиторией.
– Например, я занимаюсь созданием чат-ботов, которые интегрируются в экскурсионные и просветительские программы и проекты по экопросвещению. В этих программах используются современные медиатехнологии для отправки пользователям актуальной, полезной и интересной информации. Такая работа требует навыков программирования, чтобы создавать интерактивные и удобные для пользователей решения, – рассказывает Алексей.
Чат-бот экскурсионного маршрута «Архангельск арктический» написанный Алексеем, не просто обычный аудиогид – помимо аудиофайлов, он включает в себя текст, фото-и видео материалы, что позволяет экскурсантам быть погруженными в тему повествования. Кроме того, чат-бот предлагает слушателям интерактивный формат общения: для продвижения по маршруту они отвечают на вопросы. Еще один чат-бот, написанный Тачковым, «Арктический справочник» позволяет познакомиться с национальным парком. Он содержит актуальные новости, контактные данные, фото и видео материалы, а также интерактивные игры. Такой формат делает процесс знакомства с парком интересным и доступным, вне зависимости от того, где находится пользователь.
В зоне ответственности Алексея создание и систематизация фото и видеоконтента, визуальное наполнение сообществ парка в социальных сетях, создание других визуальных продуктов: рекламных и просветительских видеоматериалов, постеров, баннеров, инфографических материалов.
– Сегодня визуальная составляющая крайне важна в восприятии информации, поэтому чем интереснее и понятнее она будет для наших гостей, тем эффективнее будет наша работа в области экологического просвещения, – говорит Алексей, – поэтому я уделяю особое внимание качеству и современному дизайну медиаматериалов.
Алексей Тачков – постоянный куратор «Школы естественно интересных наук» – детского эколого-просветительского проекта национального парка. Каждые каникулы школа собирает детей, заинтересованных в изучении Арктики, неравнодушных к проблемам экологии, стремящихся узнавать что-то новое. Рассказ о создании видеороликов, изучение основ видеомонтажа и других секретов медиапроизводства в изложении Алексея пользуются большой популярностью у детей и подростков.
– Вместе мы выбираем тему, которая их волнует, например, защита лесов, утилизация отходов или сохранение редких видов животных. Потом я помогаю ребятам организовать съёмочный процесс: от написания сценария до съёмки, монтажа и презентации. Так дети изучают не только технические аспекты работы, но и учатся планировать, работать в команде, общаться, вместе достигать поставленных целей.
По словам Алексея, в его работе с детьми есть и более глобальная цель:
– Запрещать смотреть школьникам и подросткам видео на мой взгляд, бессмысленно, – улыбается Алексей, – гораздо логичнее привить им культуру потребления в этой сфере, то, что сейчас называют насмотренностью. Научить их между бессмысленными челленджами и познавательными роликами – выбирать последнее, а если это будут ролики о бережном отношении к природе, – будет совсем круто.
– Я работаю в национальном парке «Русская Арктика» только год. Но в этом году было так много событий, открытий, поездок, встреч, что смело могу сказать: я работаю в национальном парке «Русская Арктика» уже год. И каждый рабочий день начинается по-разному, но под одним девизом – многозадачность. Ты можешь приехать на работу прямо с вокзала с огромным чемоданом экспонатов для выставки, посвященной предстоящему юбилею Ивана Дмитриевича Папанина. А можешь начать день с перевода документов на английский, но вынужден их отложить, потому что в музей Русской Арктики пришли гости, а твои коллеги заняты на мастер-классах, и нужно провести экскурсию. И это, надо сказать, один из моментов, который мне очень нравится в работе – отсутствие «обычного рабочего дня», отсутствие рутины. Постоянно появляются новые задачи и идеи, а самое главное – возможности для их реализации. Начав работу в отделе экологического просвещения и туризма, я был уверен, что университетских знаний английского и навыков работы, полученных за два года в турагентстве, будет достаточно. Надо признать, я ошибался. Ведь для того, чтобы привезти в Архангельск чемодан экспонатов, нужно было стать историком, найти в архивах и изучить огромное количество материалов, найти родственников Ивана Дмитриевича в небольшом поселке в Ярославской области, написать, позвонить, обсудить, согласовать, организовать.
– Благодаря Ивану Дмитриевичу я погрузился в тему советского освоения Арктики настолько, что в сентябре этого года поступил в магистратуру исторического факультета, чтобы изучать историю стран циркумполярного мира, – рассказывает Антон Александрович, – а летом 2024 года я впервые побывал в высокоширотной Арктике:
– Когда ты готовишься к поездке, ты рассматриваешь фотографии, смотришь видеофайлы и тебе кажется, что если ты и удивишься при личной встрече с Арктикой, то не сильно. И опять я оказался не прав. Она и вправду неземная, разная, непредсказуемая, хрупкая, сильная. И теперь я знаю, что каждая встреча с Арктикой уникальная.
– За время своей первой большой командировки на ЗФИ мне удалось увидеть всех представителей животного мира архипелага: китов, белых медведей, моржей, песцов, птиц. По традиции, все восхищаются белыми медведями и моржами, а мне больше всего понравился песец. Он любопытен и мне кажется, что он оптимист, – улыбается Антон.
И на самый главный вопрос: «Почему выбрали именно эту профессию?» Антон Александрович ответил так:
– Соискатель, ищущий работу в природоохранной организации, должен понимать и осознавать, зачем он туда идет. Здесь нет космических зарплат, но есть великая и, на мой взгляд, весьма благородная идея сохранения и изучения нашего величайшего достояния – природы.