В национальном парке «Русская Арктика» рассказали о масштабной кампании с целью предотвращения распространения инвазивных чужеродных видов в российскую Арктику. Кампания проводится под руководством Норвежского института природных исследований NINA, в сотрудничестве с Министерством сельского и лесного хозяйства Финляндии и Шведским агентством по охране окружающей среды. Центральным партнером в реализации проекта в России является Национальный парк «Русская Арктика». Два года назад пилотный проект кампании уже был апробирован в Шпицбергене. Ну а в России проект стартует в 2021 году.
Цель проекта – экологическое просвещение населения планеты. Учёные опасаются, что семена растений, насекомые и микроорганизмы, завезённые в Арктику с материка, могут адаптироваться в уязвимых северных районах.
– Инвазивные чужеродные виды представляют угрозу для биоразнообразия во всем мире, а также и в Арктике, – объясняет руководитель проекта Норвежского института природных исследований (NINA), Йорн Томассен (Jørn Thomassen), – Наша цель – проинформировать путешественников о том, что они легко могут помочь решить эту проблему. Семена могут застрять на горных ботинках, паразиты– на рыболовных снастях и т. д. Простыми мерами возможно избежать распространения подобных «безбилетников».
Инвазивные чужеродные виды – виды, которые в связи с деятельностью человека попали в регион, где они не обитают в естественной среде и являются тем самым значительной угрозой местным сообществам.
– Инвазивные чужеродные виды могут приживаться и вытеснять местные виды, а также представлять угрозу для целых экосистем. Повышают риск распространения инвазивных чужеродных видов в Арктике и климатические изменения, – комментирует проект к.б.н., заместитель директора национального парка «Русская Арктика» по научной работе Иван Мизин.
По мнению авторов проекта, чтобы избежать распространения инвазивных видов в Арктике, туристам и путешественникам перед отъездом нужно просто чистить щеткой, пропылесосить и помыть свои вещи: сумки, одежду, обувь, снаряжение. Рыболовные снасти следует продезинфицировать, так считают авторы проекта. Подобные простые меры защитят местные уязвимые растения и животные в Арктике.
Кроме конкретных протоколов действия, которые получат представители туриндустрии, авиаперевозчики и представители муниципалитетов, важной частью просвещения авторы проекта считают его наглядность. В частности, норвежской стороной был создан анимационный двухминутный фильм.
– Успешное проведение кампании зависит от тесного сотрудничества с туроператорами. Пилотный проект на примере Шпицбергена показал, что решающую роль в осведомлении путешественников играют предприятия в туристической отрасли, – считает Йорн Томассен.
С более подробной информацией о проекте можно познакомиться здесь: www.stoparcticaliens.com
Русскоязычная версия: https://stoparcticaliens.com/default_ru.html?lang=ru
Анимационный фильм проекта: https://youtu.be/JOMn4DWdFG0