Участники встречи — представители федеральных и региональных ведомств — обсудили роль туризма в развитии северных территорий. Спикеры отметили, что развитие туризма в северных городах не менее важно, чем, к примеру, экономическое развитие.
Руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова отметила, что развитие туризма способствует развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест. Ну и конечно, самое главное — социальное и культурное развитие людей, проживающих в этих территориях.
Каким должен быть подход к развитию туризма в Арктике, чтобы он учитывал интересы местного населения, предпринимательского и научного сообществ, а также привлекал гостей из других стран?
Представитель делегации Архангельской области директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов поделился опытом развития туризма в Архангельской области:
«Туризм на Земле Франца-Иосифа (архипелаг относится к Архангельской области) возник стихийно в 90-е годы, когда остров вошёл в состав национального парка и перестал быть заказником. Особенности нашей территории в том, что она ближе всех к Северному полюсу. Сезон у нас короткий, начинается в июне, заканчивается в начале сентября. Но это не делает территорию менее интересной».
Вторая особенность — малое количество инфраструктуры на территории региона. Такой минимализм привлекает туристов, которым интересно посмотреть, как раньше были обустроены полярные станции.
— Вся инфраструктура состоит из того, что осталось от советских времён. Огромной популярностью пользуется закрытая полярная станция бухта Тихая. Мы ремонтируем, реставрируем и изо всех сил продвигаем на рынке этот посёлок, — рассказал Александр Кирилов. — Нацпарк открыл здесь самое северное отделение почты России в мире. Отправить письмо стоит порядка тридцати рублей и многие туристы с удовольствием это делают.
По меркам Арктики, животный мир национального парка богат и разнообразен. Это белые медведи, моржи, киты, песцы. Такие «экзотические» животные тоже привлекают туристов.
Тем не менее, арктический туризм останется нишевым продуктом, недоступным большинству, считает Александр Кириллов. Ведь это отдых в суровых климатических условиях, многочасовые прогулки по пересечённой местности, длительные лодочные круизы.
Это отдых не для всех, но именно в этом его уникальность.