Отец мой был бедняком-тресколовом
Владимир Иванович Воронин родился 5 (17) октября 1890 года в селе Сумский Посад, Архангельской губернии, ныне Республика Карелия, в семье потомственных моряков-поморов. Его предки были связаны с морем: они добывали рыбу на Мурмане и в Норвегии, охотились за зверем на Новой Земле и отправлялись на китовый промысел к Груманту. Его двоюродный дядя Федор Воронин, владелец шхуны «Святой Николай», в 1874 году спас участников австро-венгерской полярной экспедиции под руководством Карла Вайпрехта и Юлиуса Пайера, открывших архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Восьмилетним зуйком Владимир начал выходить в море на парусном боте «Святой Иоанн Предтеча» С одиннадцати лет он плавал юнгой на парусных судах.
– Отец мой был бедняком-тресколовом. У него было шестеро сыновей. Все они начали свою морскую карьеру с «зуйков» — поморских юнг, и все они теперь в Советской стране командуют судами.
Зуйками у нас называют чаек, кружащихся у рыболовных судов и поедающих внутренности трески, выбрасываемые в море во время пластования рыбы. Нас, мальчиков, потому называли зуйками, что нам, так же. как и чайкам, кроме остатков улова, никакого вознаграждения не полагалось. Мальчишкой плавал я на парусниках, а потом пошел матросом на пароход, обслуживавший пассажирскую линию Архангельск-Кольский залив», – вспоминал Владимир Иванович.
К пятнадцати годам он уже накопил значительный морской опыт. В 1905 году Владимир Воронин поступил в Сумскую мореходную школу в родном Сумском Посаде. После её окончания и успешной сдачи экзаменов ему было присвоено звание штурмана 4-го разряда. Он начал работать штурманом на судне «Савватий», позже Воронин служил старшим помощником капитана на пароходах «Кандалакша» и «Ломоносов» Архангельско-Мурманского срочного пароходства.
В 1916 году Владимир Иванович Воронин успешно сдал экзамен на испытательной комиссии при Архангельском мореходном училище по полной программе и получил звание штурмана дальнего плавания. В этом звании он ходил на пароходе «Фёдор Чижов» Архангельско-Мурманского срочного пароходства.
В 1918 году Воронин получил звание капитана дальнего плавания. Он возглавил экипаж парохода «Кандалакша», курсировавший по Белому и Баренцеву морям. Начало капитанской карьеры Воронина пришлось на сложный период: Гражданская война, интервенция и разруха на Севере. Отступавшие интервенты уводили суда. Воронин, спасая «Кадалакшу», от интервентов-мародеров, проявил смекалку и отвагу. Он отправил ее в ремонт, убедив иностранцев в неисправности парохода.
В 1920-1921 годах Владимир Иванович, будучи капитаном парохода «Канин» участвовал в первых Карских хлебных экспедициях. В его дневнике появилась запись, отражающая его решимость: «Каких бы ни стоило усилий, мы должны привезти хлеб трудящимся Севера». После этих экспедиций Воронин, по его собственным словам, «заболел Арктикой» и стал «неизлечимым полярником».
С 1926 года Воронин командовал ледокольным пароходом «Георгий Седов». В 1928 году «Георгий Седов» под его руководством участвовал в спасательной операции по поиску экипажа итальянской экспедиции Умберто Нобиле. Получив приказ, капитан Воронин направил судно к Земле Франца-Иосифа и 5 августа «Георгий Седов» достиг острова Земля Александры, самого западного острова архипелага. Здесь экипаж во главе с капитаном высадился на берег. На мысе Лофли они соорудили гурий – пирамиду из диких камней. Среди участников высадки был Степан Писахов. На большом камне гурия он нарисовал красной краской серп и молот и написал: «С.С.С.Р.», ниже – «л/п «Седов» - 5/VIII-1928 г.».
Слушайте все! или о том, как красный стяг, доставленный в Арктику, сделал Землю Франца-Иосифа советской землей
В 1929 году под руководством Отто Юльевича Шмидта была организована экспедиция на Землю Франца-Иосифа. Ледокольный пароход «Георгий Седов», под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина, доставил участников к архипелагу. 29 июля экспедиция высадилась на южном побережье острова Гукера, где был поднят Государственный флаг СССР, что означало включение архипелага в состав Советского Союза. 30 августа на острове открылась полярная станция, которую Воронин назвал «новым и самым северным в мире человеческим поселением». Во время этого похода «Г. Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных льдах, достигнув 82°14’ северной широты, что стало возможным благодаря мастерству капитана.
В 1930 году «Седов» отправился в экспедицию на архипелаг Северная Земля. Этот регион оставался практически неизученным и представлял большой научный интерес. В ходе экспедиции были открыты новые острова, названные в честь Визе, Воронина, Седова и Шмидта. Проведены промеры глубин и обнаружен подводный жёлоб, позже названный именем Воронина. Впервые был исследован рельеф дна северной части Карского моря, что стало важным научным достижением. На острове Домашний была основана научно-исследовательская полярная станция, ставшая базой для изучения Северной Земли. Отто Юльевич Шмидт высоко оценил вклад капитана Воронина: «Капитан В.И. Воронин не только подходящий, но лучший ледокольный капитан… Он обладает редким для капитана пониманием наших научных задач. Он готов идти на многое и даже рисковать ради научных исследований… Он сам помогал научной работе, собственноручно вычерчивая карту с указанием ледовых условий».
Мы двигались к заветной цели
В 1931 году перед советскими полярниками была поставлена амбициозная задача – проложить сквозной путь по всей трассе Северного морского пути. Для этой цели был выбран ледокольный пароход «Александр Сибиряков», а капитаном назначен Владимир Воронин. Профессор Владимир Юльевич Визе, сотрудник Всесоюзного арктического института, подчеркнул: «Лучшего капитана для нашего ответственного полярного рейса нельзя было найти».
В 1932 году «Сибиряков» вышел из Архангельска на восток, начав сложнейшее плавание во льдах. В Чукотском море, после ряда аварий, судно потеряло управление. Воронин нашел оригинальное решение – использовать паруса из брезента.
–Трудности для такого небольшого ледокольного судна, как «Сибиряков», были огромные. Мы боролись со льдами и в конце концов победили их. Несмотря на то, что в Колючинской губе нас постигло сразу несколько аварий одна за другой, несмотря даже на то, что сломался гребной вал, «А. Сибиряков» не сдавался стихии. Тут пришлось мне вспомнить своё парусное детство – брезенты превратились в паруса, стрелы лебёдок – в мачты. Так как брезенты у нас были испачканы углём, паруса получились мрачные, и корабль стал похож на средневекового пирата… Нехитрые приспособления помогли управлять кораблём, который лишился не только винта, но и руля. Взрывая лёд аммоналом, окалывая борта парохода пешнями, мы медленно двигались к своей заветной цели – Берингову проливу, – писал Воронин.
Таким образом, ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием Владимира Ивановича Воронина впервые в истории совершил сквозной переход по Северному морскому пути за одну навигацию.
Вся страна желает видеть Вас за штурвалом корабля
В марте 1933 года Воронин получил письмо от Шмидта, Отто Юльевич писал: «Дорогой Владимир Иванович! Правительство поставило задачу в кратчайшие сроки окончательно освоить Северный морской путь. В этом году вновь будет организована экспедиция по Ледовитому океану, и я назначен её начальником. Очевидно, что для успешного выполнения такого задания необходимо пригласить капитана. Естественно, что не только мы, но и вся страна желает видеть Вас за штурвалом корабля в этом рейсе».
Так Владимир Иванович возглавил экспедицию на пароходе «Челюскин». Целью экспедиции 1933-1934 годов было повторить достижение ледокола «А. Сибиряков», который за одну навигацию прошёл Северный морской путь от Мурманска до Берингова пролива. К сожалению, в этот раз пароход «Челюскин» был раздавлен льдами. Выживших членов экипажа и экспедиции удалось спасти благодаря самоотверженной работе советских полярных лётчиков.
В 1935 году Воронин принял командование ледоколом «Ермак». В течение трех лет ледокол под его руководством проводил ледовую разведку, а также осуществлял проводку караванов в сложных условиях пролива Вилькицкого и Карского моря. За навигационный период «Ермак» успешно провёл на восток 14 судов и на запад – 12, из которых четыре совершили сквозной проход по всему Северному морскому пути.
В феврале 1938 года капитан Воронин получил срочный приказ: подготовить «Ермак» в кратчайший срок к выходу в рейс для снятия папанинцев со льдины дрейфующей станции «Северный полюс», ввиду того что дрейф ускорился, а льдина стремительно уменьшалась, станция попала в восточно-гренландское течение, поставив сотрудников в крайне опасное положение.
По распоряжению правительства была организована масштабная спасательная экспедиция. В конце февраля ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» успешно завершили операцию по эвакуации участников дрейфа, в марте «Ермак» доставил героев в Ленинград. За участие в экспедиции по спасению папанинцев Воронин был награждён орденом Знак Почёта.
Плавать в Арктике может, но простужаться нельзя
В 1938 году Воронина назначили капитаном новейшего ледокола «Иосиф Сталин». Осенью того же года Владимир Иванович на этом ледоколе пришел на помощь дрейфовавшему во льдах пароходу «Георгий Седов». Однако уже в 1939 году, по состоянию здоровья, он был вынужден уйти в отставку.
Война застала Владимира Ивановича в Ленинграде, откуда он был эвакуирован в Ульяновск. Заслуженный капитан лежал в больнице, но добился переосвидетельствования, получив справку: «Плавать в Арктике может, простужаться нельзя». В начале 1942 года Воронин начал военную службу в Архангельске: обучал военных лоцманов, а летом в качестве старшего лоцмана участвовал в проводке военных кораблей по Севморпути.
В наградном листе капитана от 12 апреля 1945 года отмечалось: «Товарищ Воронин с первых дней Великой Отечественной войны принимал активное участие в обеспечении ввода и вывода союзных и отечественных транспортов в порты Белого моря. Будучи капитаном многих ледоколов Главсевморпути, участвовал в нескольких высокоширотных экспедициях, всегда с честью выполняя правительственные задания по освоению Советской Арктики, за что удостоен ряда правительственных наград. Не было случая, чтобы товарищ Воронин не выполнил поставленную задачу. За всю свою многолетнюю службу не допустил ни одной аварии».
После войны В.И. Воронин был назначен капитаном-директором первой советской антарктической китобойной флотилии «Слава».
В 1948 году он снова капитан ледокола «И. Сталин», участвующего в проведении арктических навигаций. Рейс 1952 года закончился для Воронина трагически. При проводке судов в море Лаптевых во время ночной вахты «12 октября он зашел в штурманскую рубку, взял циркуль, чтобы нанести точку на карте, но вдруг схватился за сердце, потом за голову и начал медленно оседать. На подходе к Диксону 18 октября в 00 часов 45 минут капитан Воронин ушел из жизни в результате кровоизлияния в мозг».
Похоронен легендарный капитан в Петербурге на Шуваловском кладбище: на его могиле стоит стела из черного мрамора, под портретом выбит силуэт ледокола «И. Сталин».
В честь Воронина были названы улицы в Санкт-Петербурге, Беломорске, Северодвинске, Архангельске, Екатеринбурге и Соколе (Вологодская область). Также имя Воронина было присвоено Арктическому морскому институту в Архангельске. Именем Воронина названы мысы, ледники, заливы, бухты в Арктике и Антарктике.