Дендрологическая экспертиза позволяет определить возраст любого деревянного изделия, здания, сооружения. Для определения возраста древесины и даже места произрастания дерева ученые смотрят на годичные кольца образца и сравнивают с ранее полученными данными, которые собраны в линейки специализированных региональных шкал. Чем больше годичных колец в образце, тем лучше.
Как отметил Евгений Олегович Ермолов, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка, результаты первых исследований фрагментов лодки, найденной на Оранских островах архипелага Новая Земля, были получены в 2024.
– Эта экспертиза была проведена щадящими методами: для подсчета колец распил не производился. Делали макросъемку зачищенных поверхностей и по ней считали. Но такая методика давала весьма приблизительную датировку постройки лодки. Тогда решили принести в жертву несколько деталей, распилили их, получили пять образцов и отдали их на исследования, – рассказал Ермолов.
Расчеты заняли около полугода – удалось определить не только год постройки, но и место.
– Мы знаем точную датировку лодки, это самый конец XVII века, 1691 год. Процент вероятности очень высок, что именно в этом году была срублена эта лодка, – отметил Евгений Ермолов – локация, где лодка была построена – карельский берег Белого моря. По мнению историка, датировка находки позволяет предположить, что поморы к концу XVII века активно осуществляли промысел в высоких широтах и хорошо знали арктические районы.
Вероятно, экспедицию на север Новой Земли отправил Соловецкий монастырь, на тот момент это был один из крупнейших «хозяйствующих субъектов» северо-запада России.
Следующий шаг работы с находкой – это создание реконструкции самой древней поморской лодки.
К истории вопроса:
Именно Ермолов нашел старинное судно в 2016 году, в течение нескольких лет лодку пытались вывезти, но удалось только в ходе рейса Арктического плавучего университета в 2022 году. Тогда в ходе спецоперации с Оранских островов удалось вывезти около 70 фрагментов старинного судна. Они оказались в песчаной линзе, что способствовало сохранению деревянных деталей.
Длина лодки около семи метров, ширина около двух метров. В более поздней терминологии такое судно называлось «разъездной карбас». Его использовали, чтобы с большой лодьи (поморское парусное судно) доставлять людей на берег, а также охотиться за белухами, моржами и тюленями.
Сообщить о пожарах, ЧС, отходах на территории, иных нарушениях:
+7 (8182) 65-38-58